В рамках IX Невского международного экологического конгресса прошла стратегическая сессия «Зеленая» энергетика — единственная энергетика будущего?»

В рамках IX Невского международного экологического конгресса при участии Председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике Андрея Кутепова состоялась стратегическая сессия «Зеленая» энергетика — единственная энергетика будущего?». В мероприятии приняли участие генеральный директор Российского энергетического агентства Министерства энергетики РФ Алексей Кулапин, представители российских и зарубежных компаний, эксперты.

Кутепов заявил, что Россия вступила в эпоху нового энергоперехода, его основой стало развитие технологий — цифровизация, распределенная энергетика, поиск новых дешевых способов хранения энергии, водородные технологии.

Во многих странах приняты и реализуются программы по снижению выбросов парниковых газов — введены системы квотирования выбросов, углеродные налоги, есть четкие планы по внедрению возобновляемых источников энергии (ВИЭ), поставлена цель — к 2050 году достичь так называемой «климатической нейтральности», напомнил Андрей Кутепов.

По его словам, Российская Федерация является одним из лидеров преобразований. Сенатор отметил поступательное движение развития солнечной и ветровой генерации. «Уже сегодня 38 процентов в энергобалансе — это выработка чистой энергии на возобновляемых источниках энергии. Энергетическая стратегия России на период до 2035 года предусматривает постепенное увеличение их доли при сохранении в качестве основы топливно-энергетического баланса ископаемых видов топлива».

Сенатор также остановился на вопросах газификации регионов РФ в соответствии с поручением Президента РФ. «В Программу развития газоснабжения и газификации на период 2021-2025 годов вошли 67 регионов. Уже к 2024 году 35 субъектов РФ будут полностью газифицированы», — напомнил Андрей Кутепов.

Практика показывает, что инвесторы, и российские, и иностранные, уже сегодня предпочитают «заходить» в регионы, где есть «зеленая генерация», а компании локализуют свое производство чаще там, где возможно использование возобновляемых источников энергии, отметил сенатор. «У наших регионов есть все возможности использовать такие источники энергии. В 18 регионах введены в эксплуатацию крупные ветропарки, солнечные и малые гидроэлектростанции. Одновременно создается и развивается производство высокотехнологичного инновационного оборудования и рынок инжиниринговых услуг по созданию объектов солнечной энергетики и ветроэнергетики различной мощности и сложности».

Среди регионов — лидеров по объему реализованных проектов в рамках действующего механизма поддержки сенатор назвал Оренбургскую, Астраханскую, Ульяновскую, Саратовскую области, Республику Алтай и Республику Башкортостан: «Сегодня с помощью поддержки государства в стране удалось сформировать новые мощности генерации энергии без экологического вреда. Следующий шаг — повышение уровня локализации и импортозамещения оборудования для ВИЭ-генерации. Такой подход одновременно обеспечит и формирование новых направлений промышленности».
При правильной расстановке приоритетов реализация «зеленой повестки» создаст новые возможности для роста экономики, новых производств, создания рабочих мест и снижения воздействия на окружающую среду, подчеркнул Андрей Кутепов.

Генеральный директор Российского энергетического агентства Минэнерго России Алексей Кулапин сообщил, что игнорировать «энергетический переход» нельзя, но нужно понимать, что он не может произойти одномоментно: для удовлетворения энергетических потребностей мировой экономики в ближайшие несколько десятилетий углеводороды останутся основным источником энергии.

В своем выступлении Алексей Кулапин представил результаты проведенного РЭА Минэнерго России анализа прогнозов ведущих мировых аналитических агентств относительно будущего энергетики. В частности, он отметил, что сегодня большая часть экспертов придерживается мнения о фундаментальной перестройке мировых энергетических рынков в рамках «энергетического перехода». Среди ключевых трендов, формирующих его основу, — рост ежегодного ввода новой мощности возобновляемой энергетики до 1000 ГВт и достижение ей доли в 50% в мировом топливно-энергетическом балансе к 2030 году, увеличение продаж электромобилей, развитие новых источников энергии и систем ее накопления.

Между тем, по словам главы РЭА Минэнерго России, на сегодняшний день темпы развития «энергетического перехода» сдерживаются рядом факт
оров. Для достижения углеродной нейтральности к 2050 году, по оценке Международного энергетического агентства (МЭА), ежегодные мировые инвестиции в «зеленую» энергетику должны увеличиться более чем в 3 раза к 2030 году и составить около 4 трлн долларов. При этом наибольшее сокращение эмиссии связано с развитием технологий, которые сегодня находятся на уровне прототипов, а для их выхода на коммерциализацию потребуется массовое развертывание всех доступных ресурсов.

«Способна ли мировая экономика сегодня обеспечить такой скачок — вопрос неоднозначный. С учетом сохраняющихся факторов неопределенности у того же МЭА есть и более консервативные сценарии развития ТЭК, в которых потребление нефти и газа продолжит расти вплоть до 2040 года», — прокомментировал Алексей Кулапин. Вместе с тем он подчеркнул, что Россия в своей энергетической политике придерживается баланса в решении климатических задач и дальнейшего развития традиционной энергетики для удовлетворения внутреннего и внешнего спроса — эти приоритеты закреплены в Доктрине энергетической безопасности и Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года.

«Углеводородная энергетика также может быть экологически нейтральной с учетом внедрения современных технологий по улавливанию и утилизации выбросов, а принятие мер адаптации к изменениям климата позволит обеспечить необходимый уровень экологической безопасности при их добыче и транспортировке», — сообщил глава РЭА Минэнерго России, обратив внимание, что это не отменяет вклада России в глобальное развитие низкоуглеродной энергетики.
Россия поддерживает стремления мирового сообщества по сохранению экологии и борьбе с изменением климата на планете и использует все окна возможностей в рамках «энергетического перехода», развивая компетенции в сфере производства сжиженного природного газа и возобновляемой энергии, а также обеспечивая официальное признание атомной энергетики в качестве углеродно нейтральной.

Отдельный трек работы связан с развитием водородной энергетики, перспективы которой оцениваются мировыми аналитиками довольно широко. «Диапазон оценок глобального спроса на водород к 2050 году колеблется в пределах от нескольких десятков до 700 миллионов тонн в год», — сообщил Алексей Кулапин. При этом в настоящее время по всему миру уже существует порядка 200 водородных проектов по всей цепочке создания стоимости в разной степени зрелости.

Россия понимает возможности, открывающиеся в связи с перспективным развитием глобального рынка водорода, и с учетом накопленных компетенций и имеющихся конкурентных преимуществ готова занять 10-20% рынка международной торговли водородом. Для выполнения этой цели в 2020 году Правительством Российской Федерации утверждена «дорожная карта» развития водородной энергетики до 2035 года, в развитие которой в настоящее время при участии РЭА Минэнерго России завершается разработка Концепции развития водородной энергетики. Агентство будет обеспечивать информационно-аналитическое сопровождение деятельности по реализации этих документов, консолидацию информации по водородной тематике в России и в мире, анализ рынков водородных энергоносителей, отбор пилотных проектов и стратегическое планирование и прогнозирование в этой сфере.

Всего, по предварительным оценкам Российского энергетического агентства Минэнерго России, для обеспечения углеродной нейтральности российского ТЭК и его перехода на чистую энергию с учетом текущей доли эмиссии выбросов парниковых газов к 2050 году может быть привлечено порядка 3,7-7,5 триллионов рублей инвестиций ежегодно.

В завершение своего выступления Алексей Кулапин выразил надежду, что все реализуемые инициативы в части развития российского ТЭК дадут дополнительный положительный эффект и позволят России внести вклад в декарбонизацию и достижение глобальных целей развития мировой энергетики.

По материалам:
rosenergo.gov.ru,
ecocongress.info

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Строительный портал