На ПМЭФ состоялась панельная дискуссия «Будущее энергетики. Энергопереход»

В рамках деловой программы ПМЭФ состоялась сессия «Будущее энергетики. Энергопереход», которую провела ассоциация «Глобальная энергия». В дискуссии участвовали заместитель Председателя Правительства РФ Александр Новак, Генеральный директор ПАО «Россети» Андрей Рюмин, международные эксперты и ведущие ученые, главы энергокомпаний. Центральной темой стала оценка вызовов и возможностей в условиях изменения климата и растущего запроса на углеродную нейтральность.

В своем выступлении Александр Новак отметил нарастающий запрос в обществе на усиление климатической повестки в мировой политике и продвижение экологичных видов топлива и обратил внимание на необходимость выработки сбалансированного подхода для определения стратегических приоритетов отрасли в новых условиях.

«Этот процесс неизбежен и зависит от темпов энергоперехода. Более 30 стран заявило о переходе на углеродную нейтральность до 2060 года. Есть различные сценарии изменения доли углеводородов: по отдельным она будет составлять 85-90%, в сценарии устойчивого развития МЭА, к примеру, она будет уменьшаться более быстрыми темпами — до 50-60%. Если будет реализован сценарий углеродной нейтральности, то эта доля может быть снижена до 20% в течение 15-20 лет», — рассказал вице-премьер.

Вместе с тем при расчёте этих сценариев стоит понимать, что многое будет зависеть от развития технологий и науки. Остаётся ещё слишком много нерешённых вопросов развития энергетики, отметил он.

«Не решён вопрос с системами накопления энергии, стоимостью и доступностью этой энергии, утилизацией элементов для производства ВИЭ. К примеру, один ветряной генератор — это три лопасти по 50 м из пластика, который не разлагается. Это на выходе 20 т отходов от одного генератора. К 2023 году только в Европе необходимо утилизировать около 14 тыс. ветряных установок. Таким образом, к 2040 году может быть накоплено порядка 40 млн т элементов ветрогенераторов, солнечных элементов — около 80 млн т», — подчеркнул Александр Новак.

Учитывая довольно высокую стоимость энергетического перехода — по отдельным расчётам, к 2050 году она может составить от 100 до 200 трлн долларов США, — реализация этого тренда и замена традиционных источников возобновляемыми находится под большим вопросом, считает вице-премьер.

«Когда мы говорим об энергопереходе, нужно думать и об энергетической безопасности, растущей потребности населения в энергии. Поэтому я бы не стал списывать со счетов традиционные источники энергии. Мы должны прилагать максимум усилий, чтобы они были экологичны. В России есть чёткая энергетическая политика, направленная на развитие как традиционных источников, так и новой чистой энергии. Традиционные источники ещё долго будут составлять основу энергобаланса», — подчеркнул Александр Новак.
Традиционная энергетика продолжает привлекать существенные инвестиции. Например, Китай вводит в эксплуатацию ряд угольных электростанций суммарной мощностью 34 ГВт. «Инвестиции в нефтегаз также растут и, думаю, будут расти. Нефть всё больше будет использоваться как источник для производства товаров народного потребления, химии. Своё место в будущем займёт и атомная энергетика. Сейчас нами активно осваивается новое направление — малая атомная генерация, и мы ставим цель стать лидерами по производству атомной энергии малыми блоками от 5 до 100 МВт», — сообщил вице-премьер.

«Энергопереход неизбежен, но темп преобразований зависит от влияния множества факторов. Главное — мы должны думать об энергобезопасности, чтобы отрасль могла обеспечивать растущие потребности людей в энергии — по оценкам, мировое потребление будет увеличиваться ежегодно темпом до 1%. В России есть четкая государственная экономическая и энергетическая политика, направленная как на развитие традиционной энергетики, так и на использование новых источников», — подчеркнул заместитель Председателя Правительства РФ.

Андрей Рюмин отметил значение климатической повестки для сетевого комплекса. «Можно точно сказать, что изменение климата оказывает все большее влияние на нашу работу. За последние годы мы видим, что в среднем зимы становятся намного теплее, а лето — жарче. Раньше самая большая нагрузка на сети была зимой, а теперь летом, особенно если мы говорим про юг страны. Кроме того, аномальных погодных явлений становится больше. Мы понимаем, что из-за этой проблемы нужно усиливать нашу систему», — сказал Генеральный директор «Россетей».

Сетевой комплекс не является эмитентом парниковых газо
в, однако появляются технологии, которые позволяют сделать процессы более энергоэффективными и минимизировать воздействие на экологию. В качестве примера Андрей Рюмин привел применение на энергообъектах современных композитных материалов, при производстве которых выделяется меньше СО.

Председатель Правления — Генеральный директор РусГидро Виктор Хмарин отметил, что Группа РусГидро как флагман чистой энергетики в России и один из мировых лидеров в области гидроэнергетики ориентирована на обеспечение надежного энергоснабжения и безопасного функционирования энергообъектов, устойчивое развитие производства электроэнергии с фокусом на чистую энергию и развитие энергетики Дальнего Востока.

РусГидро развивает и модернизирует низкоуглеродную генерацию, на которую уже сейчас приходится 81,5% от установленной мощности компании, прежде всего гидрогенерацию, включая малые ГЭС, а также СЭС и ВЭС. Компания активно внедряет гибридные объекты генерации с использованием ВИЭ для замещения дизельной генерации на удаленных и изолированных территориях.

Виктор Хмарин почеркнул, что использование энергетического гидропотенциала страны должно стать важной частью плана по декарбонизации национальной экономики. Сегодня гидропотенциал России освоен всего на 20%, и именно использование воды является экологически чистым способом получения электроэнергии.

Развитие гидрогенерации обеспечивает дальнейшее снижение выбросов парниковых газов в электроэнергетике, что является одним из факторов, позволяющих России выполнить свои международные обязательства в рамках Парижского соглашения по климату. Каждый миллион киловатт-часов, выработанных на ГЭС, предотвращает выброс 665 тонн углекислого газа.

Возведение ГЭС дает значимый мультипликативный эффект: от инженеров и строителей до производителей оборудования и материалов. Чистая энергия ГЭС — конкурентное преимущество российской экономики, позволяющее российским компаниям, покупающим электроэнергию ГЭС, декларировать низкую углеродоемкость выпускаемой продукции. Для экспортно-ориентированных производителей потребление энергии ГЭС минимизирует риски уплаты углеродного налога.

В настоящее время РусГидро завершает строительство Усть-Среднеканской ГЭС в Магаданской области мощностью 570 МВт. Компания реализует на Северном Кавказе четыре проекта малых ГЭС по программе ДПМ ВИЭ. Это две малые Красногорские ГЭС общей мощностью 49,8 МВт, которые возводятся в Карачаево-Черкесии, и еще два проекта МГЭС общей мощностью 29,1 МВт (Псыгансу в Кабардино-Балкарии и Башенная в Чеченской республике), отобранные в декабре 2020 года по итогам конкурса ДПМ-ВИЭ.

Отдельное внимание в своем выступлении Виктор Хмарин уделил необходимости развития в России гидроаккумулирующих станций в условиях преобладания в структуре генерации блоков атомных и тепловых электростанций, а также развивающейся ВИЭ-генерации с нерегулируемой выработкой. Глава РусГидро напомнил, что во всем мире ГАЭС являются самыми распространенными и эффективными промышленными накопителями энергии, обеспечивающими надежность и маневренность энергосистем. «ГЭС и ГАЭС десятилетиями были и еще долгое время будут безальтернативными крупными промышленными накопителями энергии и регуляторами работы энергосистем», — подчеркнул глава РусГидро.

По материалам:
rosseti.ru, government.ru, http://www.rushydro.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Строительный портал