До конца года «Совет рынка» создаст в России систему выпуска «зелёных» сертификатов для подтверждения безуглеродной выработки электроэнергии. Как передал «Коммерсант» 15 июня, Минэнерго оценивает спрос в 200 млн МВт·ч в год — это почти половина всей выработки ВИЭ, АЭС и ГЭС, — что, по мнению аналитиков, довольно амбициозная задача. Потребители энергии с подозрением относятся к созданию оператора, опасаясь монополизации этого сегмента.
«Совет рынка» планирует до конца года создать национальную систему сертификации безуглеродной электроэнергии. Выдачей «зелёных» сертификатов и ведением их реестра займётся ООО «Оператор энергосертификации» с уставным капиталом 2 млн рублей. На должность гендиректора предложен зампред правления «Совета рынка» Олег Баркин. Вопрос вынесен на общее годовое собрание членов ассоциации 25 июня, следует из материалов к заседанию.
На запуск системы в 2021 году планируется потратить 66 млн рублей. Система заработает в первом квартале 2022 года. Выручка до 2029 года — около 1,1 млрд рублей. До 2025 года структура будет убыточной, срок окупаемости — 9-13 лет. Новая организация будет выдавать «зелёные» сертификаты генерирующим объектам (ВИЭ, ГЭС и АЭС) на каждый мегаватт-час. Основными покупателями, как ожидается, станут экспортёры для «минимизации углеродного следа продукции» при введении трансграничного налога в ЕС. За содержание платформы будут платить только её пользователи — доходы будут формироваться из платы за услуги по ведению реестра, заявили в «Совете рынка».
Потенциальный объём рынка может составить около 200 млн МВт·ч в год, заявили в Минэнерго. При этом объём потребления в России в 2020 году, по данным «Системного оператора ЕЭС», составил 1,05 трлн кВт·ч. Таким образом оценочный спрос на «зелёное» электричество может достигнуть почти 20% от общего объёма выработки.
Общая выработка ВИЭ, ГЭС и АЭС в 2020 году составила 426 млн МВт·ч, а потребление крупнейших экспортеров — 376 млн МВт·ч, говорит Владимир Скляр из «ВТБ Капитала». По его мнению, для достижения заявленных амбициозных цифр ещё предстоит решить вопрос признания системы «зелёных» сертификатов в ЕС и других странах с системами цен на выбросы.
В РФ уже работает международная платформа I-REC: с декабря 2020 года ею было выпущено «зелёных» сертификатов на 818 МВт·ч. Потребитель также может заключить свободный двусторонний договор (СДД) с ВИЭ-генератором. В 2020 году такие СДД на оптовом рынке заключили восемь компаний, совокупный объём — около 150 тыс. МВт·ч, говорит Николай Посыпанко из Vygon Consulting.
В Минэнерго отметили, что российская платформа не подменяет существующие инструменты, такие, как платформа I-REC, но обеспечит единство учёта сертификатов, исключив возможности двойного учёта одних и тех же объёмов в разных системах. По мнению Минэнерго, СДД не предназначены для передачи экологических прав и имеют ограничения — розничный потребитель не может купить электроэнергию с находящейся по соседству оптовой электростанции.
Низкоуглеродное потребление уже сейчас успешно подтверждается различными способами, заявили в «Сообществе потребителей энергии». Там считают, что создание оператора «монополизирует» эту сферу, что может привести к росту цен на услуги, «а правовая форма этой монополии не предусматривает прозрачности и контроля со стороны участников энергорынка, причём финансироваться она может за счёт членских взносов участников энергорынка, в том числе тех, кому «зелёные» сертификаты не нужны». В Ассоциации развития возобновляемой энергетики отмечают: «Отдельный орган нужен по крайней мере для ведения корректного учёта всех доступных инструментов подтверждения углеродного следа. Важно избежать двойного счёта, в противном случае доверия к данной системе не будет».
В «Совете рынка» отрицают возможность содержания системы за счёт взносов членов регулятора, а выбор организационно-правовой формы объясняют «минимизацией издержек на создание и последующее управление организацией».
Реальный спрос на чистую энергию, а главное, его форма — сертификаты, климатические проекты, прямые договоры, покупка или строительство ВИЭ-станций — будут зависеть от развития национального и трансграничного углеродного регулирования, считает Николай Посыпанко.
Источник:
peretok.ru