О том, насколько хорошо система ценообразования на рынке моторного топлива в России работает в интересах производителей, потребителей, общественного благосостояния, способствует выполнению национальных задач, а также какие существуют проблемы и что нужно поменять, эксперты говорили на круглом столе «Система обратного акциза на нефть с демпфирующей компонентой: устойчивость к волатильности внешних рынков», организованном Аналитическим центром.
Эксперт АЦ Александр Курдин рассказал, что сегодня в России существует целый ряд механизмов государственного воздействия на нефтяной рынок. «Это и обратные акцизы, и биржевая торговля, и минимальные величины отпуска топлива на биржу, и возможности регуляторного вмешательства государства в том или другом звене цепочки поставок. Возникает вопрос, насколько эффективно эта история работает, есть ли необходимость что-то менять, что-то дополнительно настраивать», — сообщил Курдин.
Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша пояснил, что существующий демпфирующий механизм обеспечивает снижение внутренних оптовых цен относительно экспортного паритета. Но его параметры, с одной стороны, не дают возможность отслеживать большую волатильность цен нефти внешнего рынка. А с другой стороны, при определенных условиях не могут обеспечить премиальность цен внутреннего рынка относительно экспортных поставок. «В результате весь 2021 год оптовые цены повышались существенно выше уровня инфляции в 5-6 раз. Для понимания: на начало сентября относительно декабря прошлого года оптовые цены на бензины выросли на 25-30%. Тогда как розничные цены — где-то в пределах инфляции на уровне 5-6%. И такой диспаритет оптовых и розничных цен привел к хронической ситуации отрицательной рентабельности розничного ритейла, в котором розница находится весь год», — рассказал эксперт.
Он добавил, что последствием такой ситуации становится банкротство и закрытие мелких АЗС. «На сегодняшний день платит независимая розница. Вся маржа остается в опте, а в рознице ее нет, к сожалению. Поэтому наше предложение — не отменять демпфер (без него было бы хуже), но корректировать его, чтобы обеспечить рост оптовых цен тоже в пределах инфляции, как этот рост происходит в рознице», — предложил эксперт.
Заместитель директора Департамента нефтегазового комплекса Министерства энергетики России Роман Кабаков отметил, что ценообразование на рынке моторного топлива в нашей стране зависит от спроса, предложения в мире и на европейском рынке. После спада пандемии спрос на топливо вырос, и цены на нефть и нефтепродукты пошли вверх. «У нас в стране относительно того, что происходит в Европе, в мире, гораздо все стабильней», — подчеркнул Кабаков. По его мнению, без демпфера долгосрочно такую ситуацию удерживать не получалось бы. Однако, по его словам, добиться роста оптовых цен в пределах инфляции невозможно, такая задача перед ведомством не стоит. «У нас нет цели оптовый рынок превращать в регулируемый. Задача стоит сгладить влияние на этот оптовый рынок мировой конъюнктуры, и она постепенно решается», — пояснил Кабаков.
Для балансировки, по мнению старшего эксперта по работе с органами федеральной власти Управления взаимодействия с органами власти и сценарного моделирования ПАО «ЛУКОЙЛ» Яны Фешиной, необходимо не вводить новые ограничения, а работать с биржевыми инструментами, которые сейчас активно обсуждаются на площадках ФОИВов. «Это и гибкие нормативы, их пересмотр, создание каких-либо резервов и прочее, прочее, — пояснила Фешина. — Главное — обеспечить экономическую устойчивость и стабильную сквозную маржу». Она предложила продолжить развитие биржевых инструментов для балансировки интересов НПЗ и зафиксировать расширение применения неналоговых инструментов и механизмов, например, оптимизацию тарифной политики.
Курдин предложил рассмотреть возможность разработки стресс-сценариев, которые будут вводиться при самых экстремальных колебаниях цен на нефть. Причем, по его мнению, такие сценарии могут работать не только при резком росте цены, как сейчас, но и при их шоковом падении.
Источник:
https://ac.gov.ru/